Реджиста. Тот, кто видит все
Главная » 2015 » Август » 14 » Реджиста. Тот, кто видит все
20:53
Реджиста. Тот, кто видит все
До двадцати пяти лет я не осознавал, чем мне хочется заниматься в жизни. Но однажды я услышал негромкий внутренний голос, сказавший мне: «Да, ты можешь быть режиссером». Наверное, этот голос всегда жил во мне, хотя раньше я его не слышал.

Федерико Феллини


В современной интерпретации реджиста – это полузащитник, который конструирует атаки, задает их темп и направление, но при этом не освобождается от оборонительных функций. Он должен владеть как длинным пасом, так и средним. Как правило, располагается перед обороной.

Методиста – полузащитник, отвечающий за порядок в средней линии. Обладает навыками как разрушения, так и созидания. Чаще всего начинает атаки средним пасом, реже – длинным.

Методиста был предшественником классического реджисты – роли, которая появилась в итальянском футболе только в начале 1960-х. Сегодня же методиста – компромиссная фигура, нечто среднее между медиано и диспетчером, и использование этого термина – в значительной степени дань традициям. Когда в «Милане» перед обороной выходит Найджел Де Йонг, для того чтобы подчеркнуть его способности в отборе, говорят о методисте. Если же там играет Риккардо Монтоливо, речь уже идет о реджисте. Все зависит от репутации, хотя оба футболиста выполняют приблизительно одни и те же функции. А вот Андреа Пирло никогда не назовут методистой, даже если он расшибется в лепешку и сделает за матч полтора десятка перехватов.

Из таблицы видно, что с течением времени происходит:
1. Уменьшение оборонительных функций;
2. Возврат футболиста в опорную зону.

Итальянские исследователи упрямо считают первым методистой Луиса Монти – аргентинского ориундо «Скуадры Адзурры» на чемпионате мира 1934 года. Подобная точка зрения весьма спорна, поскольку футболисты подобного плана были и раньше. Самый известный пример – легендарный Вирджильо Фоссати, первый тренер в истории «Интера», одновременно бывший и капитаном «нерадзурри». Для того чтобы руководить командой, он занимал самую удобную позицию – в центре полузащиты. Современники называли роль Фоссати centromediano metodista, и его функции были тождественны функциям Луиса Монти в команде Витторио Поццо. Сам факт, что первый методиста был играющим тренером, подчеркивает важность данной роли. В дальнейшем методистам, а потом и реджистам суждено было стать правой рукой мистера, проводниками его идей.

За последние сто лет менялись не только функции методисты/реджисты, но и их позиция на поле. Вот несколько примеров:

Луис Монти на ЧМ-1934 располагался перед обороной. Пятый номер сборной Италии должен был первым встречать и разбивать атаки соперника. Часто он не стеснялся действовать грубо. Манеру игры Монти точнее всего характеризуют его прозвища. За жесткость и физическую силу одни называли его костоломом, другие – шкафом, хотя его рост был всего 167 см.

В Grande Torino в центре поля играл Валентино Маццола, что не мешало ему дирижировать атаками команды. А все потому, что тогда давление соперников в этой зоне было менее интенсивным, чем сейчас. Поэтому в данном случае правильнее использовать термин «десятый номер» – более общее понятие, включающее в себя и реджисту, и фантазисту.

Современный реджиста (на примере схемы 4-3-3) прежде всего обеспечивает выход из-под прессинга, а его пас в начальной фазе определяет дальнейшее развитие атаки. Именно в такой манере в прошлом сезоне действовал Андреа Пирло в «Ювентусе», а также Давид Писарро в «Фиорентине», Лукас Биглия в «Лацио» и Мирко Вальдифьори в «Эмполи». В ряде команд серии А функции реджисты разделены между несколькими футболистами. Особенно часто подобный прием практикуется при использовании расстановки 4-2-3-1 с двумя опорными полузащитниками.

Определяющим для эволюции роли реджисты стала эпоха катеначчо. Как раз тогда методиста начал превращаться в реджисту. Парадокс. Почти все подчинено единственной цели – не пропустить, а тренерам вдруг понадобился не разрушитель, а плеймейкер. Таковым был Луис Суарес, игравший в центре полузащиты в «Интере» Эленио Эрреры. В стане же извечных соперников «нерадзурри» – «Милане» Нерео Рокко – дирижерская палочка находилась в руках Джанни Риверы. Однако Il Bambino d’Oro играл выше Суареса – занимал позицию, близкую к зоне трекварти.

Спустя несколько лет произошло окончательное разделение плеймейкеров на фантазисту и реджисту, и Ривера и К° выдвинулись ближе к форвардам. Однако в те годы были и такие футболисты вроде Джанкарло Де Систи из «Фиорентины», роль которых была несколько размыта. Но уже к середине 1970-х появились команды с ярко выраженным плеймейкером перед обороной. В «Лацио» Томмазо Маэстрелли функции реджисты выполнял Марио Фрусталупи, в «Торино» Луиджи Радиче – Эральдо Печчи, в «Ювентусе» Честмира Вичпалека – Фабио Капелло. В «Роме» Нильса Лидхольма реджистой сначала был юный Карло Анчелотти, но позднее он был переведен в среднюю линию, а функции освобожденного плеймейкера возложили на бразильца Фалькао.

В начале 1980-х в итальянском футболе произошла революция в тактике – все большую популярность стали приобретать линейные система игры без либеро. Параллельно тренеры-новаторы объявили войну фантазистам, которые почти везде были переведены в нападение. Эти реформы привели к тому, что значение реджисты многократно возросло, ведь раньше атаки начинал либеро. Так было, например, в сборной Италии на чемпионате мира 1982 года. Поэтому футболисты вроде Джузеппе Джаннини и Деметрио Альбертини стали располагаться уже не в центре полузащиты, а ближе к линии обороны. Вымирание же фантазисты увеличило созидательную долю функций реджисты.

Достижения в развитии роли реджисты в ХХI веке связаны с двумя Карлетто. Первый – Маццоне – убедил Андреа Пирло, который к тому моменту был лучшим снайпером в истории молодежной сборной Италии, отказаться от мечты стать супербомбардиром. На одной из тренировок «Брешии» Маццоне подозвал его к себе и произнес: «Андреа, ты – футболист, который должен управлять игрой. Тебе нельзя поворачиваться спиной к воротам, как нападающим. Ты должен видеть, кто подключается, кто освобождается, кто открывается. И ты должен отдать ему мяч – верхом, низом, как угодно. Ты тот, кто видит все». Второй – Анчелотти – использовал наработки Маццоне и предоставил Пирло шанс реализоваться в суперклубе. Благодаря их совместным усилиям и появился тот Маэстро, который до 36 лет вел за собой «Ювентус» и «Скуадру Адзурру».

Лучано Моджи одним из первых подметил связь между способностями плеймейкера и задатками будущего выпускника академии Коверчано. Он рассказывал, что в 1999 году выбрал Карло Анчелотти в качестве преемника ушедшему в отставку Марчелло Липпи только потому, что еще за двадцать лет до этого отметил, как паренек, купленный им у «Пармы», дирижировал игрой «джаллоросси». «Карлетто родился тренером», – говорит Моджи в своей книге «Футбол в сердце». И хотя с «Юве» молодой тренер так ничего и не выиграл, стратегически Лучано оказался прав – сейчас по количеству трофеев мало кто может поспорить с Анчелотти.

Они – истинные лидеры, умеющие вести за собой, знающие себе цену и не страдающие избытком скромности. Совсем как у Феллини в «Репетиции оркестра», где первая скрипка сразу же говорит, что она – первая. Не уверен, что в итальянский футбол когда-нибудь вернется мода на играющих тренеров, но в одном можно не сомневаться – последователей Анчелотти и Капелло стоит искать среди тех, кто начинает атаки. Тех, кто видит все.

Источник: sports.ru
Автор: Алексей Логинов
Просмотров: 277 | Добавил: jonson56 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Следующий матч
Предыдущий матч
Игрок матча

Турнирная таблица